С наступлением летних каникул особую роль для родителей и учащихся играют летние лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход для занятий детей в летний период. Посещая дневной лагерь, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Родители спокойны за своих детей.
Мы стремимся охватывать организованным отдыхом всех желающих детей, и в первую очередь это относится к категории детей, нуждающихся в особой защите государства: малообеспеченных 4 (7 %), дети, воспитывающиеся одним родителем 3 (5 %), многодетных 13 (24 %) семей, дети, родители которых находятся в зоне СВО – 4 человека (7%), ребенок ОВЗ – 1 (3%), дети без попечения родителей -1человек (1%).
Воспитатели лагеря дневного пребывания - это высококвалифицированные, молодые, энергичные и неравнодушных педагогические работники школы: Хасанова Нина Ивановна, Исаева Елена Александровна, Иликаирова Анара Бахткалиевна, Иванова Дарья Сергеевна, Ключникова Любовь Александровна. Постоянными помощниками при организации КТД, значимых акций и мероприятий были: Кербс Марина Александровна, Шумова Валентина Павловна, Киндиченко Татьяна Валентиновна, Малащицкая Татьяна Анатольевна. Для поддержания комфортной среды и дружелюбной атмосферы в лагере работал педагог – психолог Филатова Анжелика Александровна.
В условиях дневного лагеря, отдых детей уникален, это не продолжение образовательного процесса, а интеграция летнего отдыха и познавательной деятельности. Это совсем иной кусочек жизни ребенка, его отдых, наполненный яркими впечатлениями, и только хорошим настроением. Главное в лагере не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Для ежедневного отдыха детей были обустроены: игровые комнаты, комнаты отдыха, места для проведения гигиенических процедур. С целью закаливания, укрепления физического и духовного здоровья лагерю был предоставлен спортивный зал. Актовый зал был предназначен для реализации креативной линии, индивидуальных особенностей детей, социализации ребенка в коллективной деятельности через разнообразные формы и методы организации досуга.
В этом году работа осуществлялась по программе профильной смены «Время Первых: УМЕЙ ДРУЖИТЬ!», которая была разработана, утверждена и прошла экспертизу в 2024 году.
Данная программа является частью воспитательного пространства школы и продолжает решать вопросы, связанные с всесторонним развитием личности ребенка в летний период.
Это направление для любознательных и коммуникабельных школьников, которые интересуются жизнью в своей стране и в других странах, для кого вопросы мира и благополучия на планете являются жизненно важными.
Программа смены включала в себя следующие направления деятельности:
- Ценностно-просветительское направление.
Ориентировано на приобщение детей и молодежи к ценностям Движения первых, традиционным российским ценностям, истории и культуре Отечества, родного края:
- литературно-музыкальные композиции;
- экскурсии, выставки;
- народные гуляния.
- социальные акции;
- спектакли.
В этом году были освещены все знаменательные дни из Календаря образовательных событий: День защиты детей, День русского языка. Пушкинский день, День России, День памяти и скорби. Яркие впечатления оставили: игра по станциям «Читаем Пушкина», интерактивная игра «Мы вместе» ко Дню России, мастер-класс «Свеча памяти», литературно-музыкальная композиция «Метронома звук услышь».
Дети каждый день совершали полезные дела, узнавали новое, под руководством воспитателей приняли участие в областных акциях : «Россия», «Символ России», #ОкнаРоссии, «Всероссийская минута молчания», в День памяти и скорби возложили цветы к мемориалу «Вечный огонь».
2. Образовательно-развивающее направление.
Ориентировано на формирование и развитие необходимых знаний и умений для организации различных событий и мероприятий в области развития международных отношений и культурных обменов. Участие в нем формирует у участников умения и навыки работы в команде, сотрудничества, делового общения, разрешения конфликтов.
- практикум;
- тренинг;
- мастер-класс;
- деловые игры;
- массовые дела творческого характера;
- тематические дни.
Ребята гордились своими успехами в игровых программах: танцевальном флешмобе «Ура, лето!», мастер-классе «День друзей», игре «Дружеский привет», творческой мастерской «Бумажная фантазия», часе весёлых вопросов «Птичий базар».
В каждом отряде были свои лидеры – и активисты, отвечающие за разные направления работы. Детям предлагалось во время смены почувствовать свою значимость, познакомиться с историей развития детского движения нашей страны. Каждый отряд оформил свой отрядный уголок в тематике лагеря «Данко», дальнейшее оформление сопутствовало праздничным дням по календарному плану лагеря. Наиболее красочным было оформление ко Дню России.
- Досуговое направление.
Это эффективная организация свободного времени детей, развитие навыков самоорганизации свободного времени, занятий по интересам.
- конкурсные программы;
- концерты;
- игровые программы;
- коллективные творческие дела;
- праздники;
- кружок по интересам;
- экскурсии по городу и в городской краеведческий музей.
На протяжении всей смены работали творческие объединения «Палитра» и «Секреты общения». В рамках программы дополнительного образования «Палитра» руководитель Малащицкая Т.А. познакомила детей с нетрадиционными способами рисования. Результаты работы были оформлены выставкой рисунков «Вот оно какое наше лето!». Филатова А.А. проводила с ребятами тренинги, игры на сплочение коллектива, реализуя программу дополнительного образования «Секреты общения».
Привлечение ресурсов социума обеспечило разнообразную качественную деятельность в лагере.
Совместные мероприятия с партнерами лагеря: библиотекой им. Л. Толстого,
ДК «Машиностроитель», Бузулукским краеведческим музеем, предприятием Группа компании «Городской торг», Свято-Тихвинским Богородицким женским монастырем – вызывали неподдельный интерес и яркие эмоции.
- Спортивно-оздоровительное направление.
Направлено на здоровьесберегающие технологии, развитие у детей навыков здорового образа жизни, выстраивание рационального режима отдыха, питания, физических нагрузок, занятия, формирующие навыки заботы о собственном здоровье.
- утренние зарядки;
- спортивные соревнования;
- оздоровительные процедуры;
- эстафеты.
Каждое утро лагеря дневного пребывания «Данко» начиналось с зарядки на свежем воздухе. Фельдшер школы Суркова Г.Н. измеряла рост и вес каждого ребенка на начало смены и по окончанию. Качественное и разнообразное питание позволило детям к концу смены улучшить показатели.
Были проведены профилактические беседы и инструктажи, обучающие игры «Не знаю броду, не лезу в воду», «Будь готов».
Спортивные состязания в парке им. А.С. Пушкина и Троицком парке: квест- игра «В поисках сокровищ», «Марафон здоровья» - запомнятся надолго.
Дети посетили предприятие, где для них был организован мастер – класс по изготовлению блюд «Правильное питание». Благодаря слаженной работе вожатых, дети четко следовали инструкциям и режиму работы лагеря, всегда поддерживали отряды в чистоте и порядке.
- Гражданско-патриотическое направление ориентировано на воспитание гражданственности, патриотизма, развитие чувства неравнодушия к судьбе Отечества, к его прошлому, настоящему и будущему, мотивация участников к реализации и защите интересов Родины.
- ритуал поднятия флага;
- литературно-музыкальные композиции.
Еженедельно проводились линейки с использованием поднятия государственного флага для подведения итогов прошедшей недели. Коммутативная игра «Вместе мы сила!», интеллектуальная игра «Путешествие в страну русского языка», диспут «Стол переговоров», викторина «Многоликий Бузулук» - помогали детям из разных культур находить общий язык, разрешать конфликты, строить мирные отношения, лучше узнавать друг друга, общаться, сотрудничать и находить общие ценности.
В течение всей смены стимулировалось личностное развитие и рост каждого участника. В конце смены результаты были подведены, и все активисты лагеря награждены призовыми подарками.